Литературная Италия: Верона, Венеция, Флоренция и озеро Комо глазами великих писателей
- Читать 3 мин
- 195 прочитали
В этой статье
Италия веками была, остается и останется источником вдохновения для поэтов, писателей и драматургов. Ее города, площади и дворцы становились полноправными героями литературных произведений. Прогуливаясь по улочкам Флоренции, Венеции или Вероны, можно буквально шагать по страницам мировой литературы.
«Нет повести печальнее на свете…»
Верона стала одним из самых романтических городов мира благодаря трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». У Шекспира Верона представлена как город острых страстей и кровавых столкновений, где происходит древняя вражда двух семейств – Монтеки и Капулетти. Драматург использует Верону скорее как символ – пространство, где сталкиваются любовь и ненависть, судьба и случай. Атмосфера города в пьесе почти всегда напряженная: дуэли, внезапные вспышки ярости и тайные встречи на фоне ночной тишины создают ощущение тесного, замкнутого мира, где трагедия неизбежна. Шекспир перенес в итальянский город вечную тему борьбы семьи, общества и личного чувства. Хотя настоящая Верона точь-в-точь такой не была, со временем она «подстроилась» под этот литературный образ: дома, саркофаг, статуя Джульетты и даже туристические маршруты – все это уже отголоски пьесы, а не ее источник. Однако это не мешает тысячам влюбленных оставлять записки на стенах и фотографироваться у бронзовой статуи героини. В первую очередь туристы направляются к дому Джульетты. Это здание, принадлежавшее когда-то семье Капелло, долгое время связывали с образом Капулетти. В начале XX века здесь был пристроен балкон, ставший главным символом истории. Во дворе установлена бронзовая статуя Джульетты: считается, что прикосновение к ней приносит удачу в любви. Стены дома покрыты признаниями и письмами, оставленными влюбленными со всего мира, а в специальных ящиках можно оставить записку, на которую добровольцы из «Клуба Джульетты» ответят от имени героини – этой традиции, кстати, уже около полувека. Не менее известен дом Ромео – строгий средневековый дворец с чертами готического стиля и зубчатой стеной. Есть в городе и гробница Джульетты – саркофаг в бывшем монастыре капуцинов, где пары клянутся в вечной любви или загадывают любовные желания.
«…чудо, этот из моря встающий город…»
В Венеции каждая площадь и каждый дворец напоминают о произведениях мировой литературы: в центре внимания всегда оказывается мост Риальто – один из символов города, чья изящная арка соединяет берега Большого канала. Шекспир упоминает Риальто в своей пьесе «Венецианский купец», где мост выступает в качестве символа венецианской экономической мощи и многослойности человеческих отношений. А еще Венеция – город глубоко личных переживаний. Томас Манн в повести «Смерть в Венеции» сделал лагуну и набережную Лидо местом, где разворачивается история писателя Густава Ашенбаха. Здесь роскошь и красота соседствуют с тревогой и упадком, а сам город превращается в метафору страсти и неизбежной гибели. До сих пор атмосфера Лидо напоминает о героях Манна и о том, как искусство может соединять красоту с тенью трагедии. Образы Венеции из литературы сливаются с городской архитектурой так же естественно, как каналы – с морем.
«Ликуй, ликуй, Флоренция! Везде Могущество твое неотразимо…»
Колыбель Возрождения, сокровищница литературы – Флоренция, родина Данте Алигьери. Именно в этом городе он создавал строки «Божественной комедии», отправляя своего героя в путешествие сквозь Ад, Чистилище и Рай – это не только метафизические миры, но и отражение моральных ориентиров городской жизни. Старинные кварталы с их извилистыми улочками, скрытыми двориками и оживленными площадями создают впечатление, что город и правда был участником поэтического сюжета. Непосредственное отношение к «Божественной комедии» имеют Баптистерий Святого Иоанна, Домский собор и Колокольня Джотто. Баптистерий Святого Иоанна – одно из самых древних зданий города, построенное еще в IV–V веках. Здесь проходили крещения членов флорентийской знати. Данте не был исключением: предполагается, что он видел в Баптистерии символ духовного возрождения и очищения, что прямо перекликается с тематикой «Божественной комедии». Монументальные бронзовые двери, украшенные сценами из Библии, также могли вдохновлять поэта на создание сложных аллегорий и образов, вплетенных в его поэму. Домский собор Санта-Мария-дель-Фьоре – величественный центр духовной жизни Флоренции, строительство которого продолжалось несколько столетий: в «Божественной комедии» Данте описывает величие небесного порядка и гармонию Вселенной, а интерьер и архитектурные формы собора отражают эту гармонию. Колокольня Джотто, стоящая рядом с собором, также имеет особое значение. Она выступает ориентиром и визуальным центром города, а ее архитектура и пропорции – образцом гармонии и красоты. В «Божественной комедии» Данте часто обращается к символам света, высоты и вертикали как проявления божественного порядка, и колокольня Джотто может быть визуальным воплощением этих идей. Доказательством служит и то, что Данте и Джотто были близкими друзьями, говорили об искусстве, придерживались похожих точек зрения, одинаково рассуждали о жизни и глубоком смысле своего ремесла.
«Кому страдание знакомо, / Того ты сладко усыпишь, / Тому понятна будет, Комо, / Твоя безветренная тишь»
На севере Италии расположено живописное озеро Комо, которому было посвящено множество произведений, в том числе стихотворение Дмитрия Мережковского «На озере Комо», где описывается его умиротворяющая тишина и красота. Также озеро стало значимым местом действия в романе Мэри Шелли «Последний человек». В этом произведении Шелли описывает мир во время чумы – озеро Комо приобретает символическое значение как последний островок цивилизации и надежды. Сюжет романа затрагивает темы одиночества, утраты и человеческой природы. На озере Комо персонажи находят утешение и покой среди природной красоты, что контрастирует с мрачной темой произведения.
Образы городов Италии встречаются в тысячах произведений мировой литературы: от античных эпосов, таких как «Энеида» Вергилия, до средневековых хроник, от классических трагедий Шекспира до романов XIX–XX веков, – все эти произведения вдохновлены флорентийскими улицами, венецианскими каналами, живописными озерами и архитектурными сооружениями. Данте, Шекспир, Байрон, Томас Манн, Гете, Пушкин, Мандельштам, Бродский – список можно продолжать бесконечно – оставили в своих литературных произведениях уникальные художественные образы Италии. Отправиться по следам великих произведений можно в составе экскурсионных туров.